Утверждена на заседании педсовета Протокол № 34 от 10 мая 2010г Директор школы: Г.А.Скворцова
ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ МОУ «Черемшанская средняя общеобразовательная школа №1» Черемшанского муниципального района Республики Татарстан на 2010-2013 годы. 1. Состояние проблемы Информатизация – процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации (Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 года) Информатизация – внедрение современных средств обработки информации во все сферы общества, начало эволюционного перехода к информационному обществу. В настоящее время состояние современного общества характеризуется сильным влиянием на него информационно-коммуникативных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, образуя глобальное единое информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. На современном этапе в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Информатизация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании: -использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность; -использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности; -рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения; -использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого; -использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики; -организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы; -использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга. Практическая реализация компьютерных технологий и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию. 2. Цели:
3. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА: Поэтапное построение информационного пространства образовательного учреждения при условии обеспечения возможности обмена информацией для: n планирования и управления учебным процессом n администрирования деятельности образовательного учреждения n организации содержания обучения Для этого необходимо:
10. Реализовывать программы дополнительного образования, предусматривающие освоение обучающимися новых информационных технологий. 4. Нормативно-правовая база программы: К настоящему времени в Республике Татарстан уже накоплен существенный опыт работы в области информатизации образования. Вся деятельность в этом направлении ведется в соответствии с основными нормативно-правовыми актами РФ и РТ, регламентирующими вопросы развития информатизации и использования ИКТ: – Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 года, - Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992г. № 3266-1, – Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р), – Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 г. № 803), – Закон Республики Татарстан "Об образовании" от 19.10.1993г. 1982-XII, – Распоряжение Кабинета Министров РТ (№201-р от 12.02.07 г.) о реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Республике Татарстан. – Постановление Кабинета Министров РТ "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование в Республике Татарстан" от 11.12.2006 г. № 617. – Закон Республики Татарстан "Об информационных ресурсах и информатизации Республики Татарстан" от 13.01.2004 г. № 3-ЗРТ. - Республиканская комплексная целевая программа «Информатизация образования в республике ТАТАРСТАН» на 2008-2010 годы, - Регламент работы учителей и школьников Республики Татарстан в сети Интернет, - Должностная инструкция ответственного за работу «точки доступа к Интернету» в школе, - Регламент работы образовательных учреждений с электронной почтой, - Порядок обработки, передачи и приема документов по электронной почте, - Инструкция по организации антивирусной защиты в образовательных учреждениях. - Положение о школьной команде по информатизации школы.- Программа «Электронная Россия» - проект "Развитие информационной среды для детей с ограниченными возможностями" 5. Назначение программы Программа информатизации является важным средством в реализации основных приоритетных направлений модернизации образования и внедрения республиканской целевой программы «Информатизация образования в Республике Татарстан». Программа рассчитана на все структурные подразделения ОУ: на педагогический и ученический коллективы, социально-педагогическую и психологическую службы школы, библиотеку, администрацию. Программа предполагает создание условий для внедрения и адаптации процессов информатизации в систему образования в рамках школы, предмета, конкретного урока, использование информационных технологий в различных областях учебной деятельности, ориентацию на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества. 6. Анализ текущего состояния информатизации школы
В школе обучаются 317 учащихся, это 17 классов: 6 классов начальной школы, 8 классов основной общеобразовательной школы, 3 класса средней (полной) общеобразовательной школы. Все классы занимаются по программам общеобразовательной школы. На текущем этапе создана электронная база учебной литературы, начата работа по созданию электронной базы художественной литературы. База позволяет быстро найти информацию по учебникам, программам. Также в библиотеке имеются электронные диски с различными программами по всем предметам. В компьютерном классе создана локальная сеть, которая объединила 11 компьютеров: Учителями-предметниками в текущем учебном году проведено 12 уроков с использованием ИКТ (биология, география, русский язык, татарский язык, история, обществознание). ИКТ применяются учителями и учащимися школы в исследовательской и проектной деятельности. Появилась выделенная линия для выхода в Интернет 128 кбит/с, что ускорило работу по созданию школьного сайта, но сайт по-прежнему хостится на бесплатном сервере в домене третьего уровня sch-628.narod2.ru. Учителя продолжают повышать уровень ИКТ. Педагоги проходят обучение на базе районного Информационно-методического центра, а также своими силами внутри школы или дистанционно. Введены обязанности в должность заместителя директора по учебной работе школы по информатизации. Установлены и начинают функционировать программы автоматизации управленческой деятельности 1С:ХроноГраф Школа 2.5, интеракивная автоматизированная среда составления расписания и оперативного управления учебным процессом ХроноГраф 3.0 Мастер, программа «Ректор-Школа». Педагогический коллектив: 36 преподавателей, 30 преподавателей имеют высшее образование, 25 человек – первую квалификационную категорию, 3 человека - вторую квалификационную категорию, в этом учебном году в школу пришел 1 молодой специалист. Ведется работа по совершенствованию сайта школы. Сайт содержит следующую информацию: – Главная страница (визитка школы, новости) – Нормативно-правовая база – История школы – Наши учителя – Цифровые учебно-методические разработки – Консультации психолога – Спортивная жизнь школы – Переменка – Интерактивный дневник – Внеклассная работа. – Наши достижения – Конкурсы – Информатизация
Систематически учителя школы работают с электронной почтой, просматривают информацию на сайтах МО и Н РТ, ege.edu.ru, других образовательных серверах. В дальнейшем также планируется активное участие учителей школы во всероссийских виртуальных педсоветах. Сильной мотивационной основой для учащихся является работа над проектами по актуальной теме, с прикладной и межпредметной направленностью, позволяющей предложить учащимся интересную форму изучения материала, познакомить их с современными идеями и имитировать в учебном процессе деятельность, которая осуществляется в реальной профессиональной жизни. Учащиеся школы принимают активное участие во всероссийских конкурсах «Инфознайка», «КИТ». Последние 3 года все внеклассные мероприятия школы проводятся с компьютерной поддержкой. 7. Приоритетные направления школы: Программа информатизации учреждения включает в себя 4 основных направления: Приоритетные направления деятельности администрации. Приоритетные направления деятельности учителя Приоритетные направления деятельности ученика Приоритетные направления деятельности родителя Приоритетные направления деятельности администрации 1. Автоматизация организационно-распорядительной деятельности 2. Ведение мониторинга качества обучения 3. Электронный документооборот 4. Проведение семинаров-практикумов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс 5. Компьютеризация школьной библиотеки 6. Электронная база педагогических кадров 7. Электронная база по учащимся 8. Создание и поддержание сайта школы, Web- страниц отдельных школьных проектов 9. Размещение на сайте школы локальных документов образовательного учреждения Приоритетные направления деятельности учителя 1. Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке. 2. Дистанционное образование, повышение квалификации 3. Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы традиционного урока 4. Создание Интернет–уроков, интегрированных уроков 5. Уроки на основе готовых программных продуктов 6. Разработка собственного программного обеспечения, формирование и использование медиатек Приоритетные направления деятельности ученика 1. Использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования. 2. Внеклассная деятельность: организация кружковой и факультативной деятельности на основе компьютерной технологии. 3. Тренировочное тестирование по программе ЕГЭ, on-line тестирование. 4. Компьютерные конкурсы. 5. Дистанционные обучающие олимпиады. Приоритетные направления деятельности родителя 1. Получение информации о расписании учебных занятий; о проводимых школьных мероприятиях и о результатах успеваемости своих детей через сайт школы. 2. Интернет - знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса. 8. Сроки и этапы реализации программы: Программа разработана на 2010-2013 годы и предусматривает следующие этапы реализации: 1 этап – 2010 г. – оснащение школы техническими средствами обучения и информатизации (компьютерным, мультимедийным оборудованием). Обучение педагогических и административных работников компьютерным и информационным технологиям с параллельным сопровождением внедрения в практику: - Организация деятельности школьной команды; - Оснащение ОУ средствами информатизации (компьютерным, мультимедийным и другим оборудованием); - Компьютерный мониторинг качества образования. - Создание обучающей среды в рамках школы на основе информатизации учебно-воспитательного и управленческого процесса; - Повышение ИКТ компетентности преподавателей на основе взаимодействия и сотрудничества с ИМЦ Черемшанского муниципального района РТ: обучение педагогических и административных работников компьютерным и информационным технологиям и их практическому применению; 2 этап – 2011-2012 гг. – интенсивное внедрение информационных технологий в практику повседневной деятельности администрации и преподавателей школы: - Интенсивное внедрение ИКТ в практическую деятельность по всем направлениям образования и управления; - Создание и развитие школьного банка образовательных и информационных ресурсов, мультимедийных разработок уроков; - Создание автоматизированного рабочего места директора школы; - Создание автоматизированного рабочего места зам. директора по УВР; - Создание автоматизированного рабочего места зам. директора по национальному образованию; - Создание автоматизированного рабочего места зам. директора по ВР; - Промежуточный мониторинг: - уровня компетентности преподавателей в использовании ИКТ; - эффективности внедрения ИКТ. - Внедрение "электронного дневника" и "электронного журнала" в учебный процесс в течение 2010/2011 учебного года. - Создание в течение 2010/2011 учебного года не менее четырех "цифровых учебно-методических разработок" по каждому предмету учебного плана школы. - Размещение созданных "цифровых учебно-методических разработок" на сайте сетевого педагогического сообщества "Открытый класс" или других педагогических Интернет-сообществ для обсуждения и использования. - Заполнение шаблона и ежедневное обновление сайта образовательного учреждения в информационной системе "Электронное образование в Республике Татарстан". 3 этап – 2013 г. – интеграция информационного пространства школы с муниципальным: - Анализ и корректировка деятельности всех структурных подразделений школы по использованию ИКТ; - Обобщение опыта информатизации ОУ; - Обмен опытом по использованию ИКТ с общеобразовательными учреждениями Черемшанского муниципального района. - Анализ и корректировка деятельности по использованию ИКТ через систему ВШК, семинары-практикумы, работу ШМО; - Подведение итогов реализации программы; - Распространение накопленного опыта: - Выпуск методических бюллетеней; - Создание банка передового педагогического опыта; - Творческие отчёты педагогов; - Мастер – классы. 9. Ожидаемые результаты На уровне администрации: 1. Создание единой компьютерной системы управления школой;
3. Доступ педагогов и учащихся школы к глобальным информационным ресурсам; 4. Активизация методической работы педагогов; 5. Создание системы психолого-педагогического мониторинга образовательного процесса. 6. Создание нормативной базы (электронный офис); 7. Соответствие материально-технической базы школы уровню развития информационных услуг; 8. Применение ИКТ-технологий всеми участниками образовательного процесса; 9. Создание информационного банка данных школы по всем направлениям деятельности. На уровне ученика: 1. Внедрение современных электронных средств поддержки и сопровождения в учебный процесс; 2. Применение электронных учебных материалов по основным предметам общеобразовательной школы и осуществление их интеграции с традиционными средствами обучения; 3. Положительная мотивация учебной деятельности; 4. Определение зоны актуального и ближайшего развития каждого ребенка на основе компьютерного психолого-педагогического мониторинга; 5. Формирование информационной культуры школьников как основы их будущей профессиональной деятельности; 6. Свободный доступ к компьютерам и широкому диапазону современного программного обеспечения; 7. Повышение уровня самообразования учащихся. 8. Свободный доступ к образовательным ресурсам; 9. Развитие интеллектуального потенциала обучаемого, формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, учебно-исследовательскую деятельность; На уровне педагога: 1. Повышение педагогической квалификации и профессионального мастерства в области ИКТ; 2. Овладение навыками методики создания учебных материалов, в том числе электронных, с использованием средств новых информационных технологий. 3. Повышение педагогической квалификации и профессионального мастерства в области ИКТ; 4. Овладение навыками методики создания учебных материалов, в том числе электронных, с использованием средств новых информационных технологий. 5. Свободный доступ к образовательным ресурсам; 6. Дистанционное повышение квалификации; 7. Методический инструментарий: построение дидактических моделей, разработка новых обучающих средств, проектирование образовательных программ, основанных на компьютерных технологиях; 8. Введение формы творческого отчёта: защита мультимедийных электронных материалов к урокам; 9. Широкое использование автоматизированного контроля знаний, тестирования по различным школьным курсам. Возможные риски: 1. Нарушение здоровьесберегающих технологий (СанПиНы…);
3. Низкая заинтересованность педагогов в реализации проекта. 4. Недостаточность материально-технической базы в направлении информатизации.
|